• А-Я статьи:
Энциклопедия «Ткани». Изготовление тканей, производство одежды.

Текстиль в России 2

 


Появление первых хлопчатобумажных фабрик

Главным моментом в техническом перевороте являлась замена ручного труда машиной, что знаменовало собой переход от мануфактуры к фабрике. Но в ранний период развития машинной индустрии не только в России, но и в странах капиталистического Запада первоначально встречались предприятия, оснащенные рабочими машинами, приводимыми в действие водяными двигателями, конным приводом и даже человеческой силой. Подобного рода предприятия переходного типа были широко распространены в дореформенной России.
Первой отраслью промышленности, захваченной техническим переворотом, стало хлопчатобумажное производство. Капиталистическая организация хлопчатобумажной промышленности стимулировала и обусловливала необходимость совершенствования производства, широкий внутренний рынок и быстрый оборот капитала, высокопроизводительный труд вольнонаемных рабочих обеспечивали быстрый прогресс этой отрасли. Решающую роль в этом прогрессирующем развитии играл фактор отрыва значительной части беднейшего крестьянства от натурального хозяйства, зависимость его от товарного производства и рынка. Современники отмечали, что именно широкие слои «народных низов» стали потреблять хлопчатобумажные ткани и этим способствовали увеличению этого производства.
Хлопчатобумажное производство включает три основные отрасли: бумагопрядение, ткачество, набивку и окраску тканей. В России хлопчатобумажная промышленность стала развиваться первоначально с набойки ткани. В последние десятилетия XVIII века ситценабивное производство получило распространение под Петербургом, где имелась значительная по размерам Шлиссельбургская мануфактура, а также в промышленном селе Иванове Владимирской губернии, где еще с 1776 г. стала действовать первая крупная ситценабивная мануфактура М.И.Гарелина. В первой половине XIX века ситценабивное производство и ткачество бумажных изделий получили широкое распространение в Московском промышленном районе, вызвав широкий спрос на бумажную пряжу.
Машинное производство в хлопчатобумажном деле впервые было внедрено в бумагопрядении на импортном хлопке в Петербургском районе. Первой хлопчатобумажной фабрикой в России стала Александровская казенная мануфактура близ Петербурга на Шлиссельбургском тракте. Основанная в 1798 г. предпринимателем Осовским, она на следующий год после его смерти была передана в казенное ведомство и финансировалась «сохранной казной».
В 1821 г. на мануфактуре впервые развернулось машинное льнопрядение. К концу 20-х годов Александровская мануфактура представляла собой крупную механизированную фабрику с несколькими корпусами. Здесь действовала система машин, оснащенная тремя паровыми двигателями общей мощностью в 89 лошадиных сил. Несколько сот прядильных машин имели до 35,5 тысяч веретен, на которых в 1828 г. было произведено 20,7 тысяч пуд пряжи, что составляло в среднем 23,3 фунта пряжи на веретено. Это свидетельствует, что за 1810-1828 гг. производительность прядильного производства на этой фабрике в ходе технического прогресса возросла в 2,3 раза. Александровская мануфактура в эти годы производила свыше 55% всей отечественной пряжи. Ее продукция продавалась через комиссионеров ткацким предпринимателям Центрального промышленного района. В 20-е годы значительно расширилась деятельность механической мастерской при Александровской мануфактуре, сыгравшей значительную роль в оснащении первых частных бумагопрядилен машинным оборудованием и техническими кадрами.
Вторая половина 30-х и начало 40-х годов XIX века были важным периодом в истории российского бумагопрядения, связанным с началом притока в это дело крупных капиталов. Необходимо учитывать, что доминирующее положение Англии как «промышленной мастерской мира» оказывало постоянное воздействие на необходимость расширения размеров первых бумагопрядильных предприятий, что обусловливалось как импортом английского оборудования, так и конкуренцией английских товаров. Новая техника была рентабельна только на крупных капиталистических предприятиях с массовым производством. Значительную роль в относительно слабых темпах внедрения машинного производства играла и дешевизна рабочей силы. В этом отношении характерно замечание гамбургского мануфактур-корреспондента Ф. Буссе в письме министру финансов в 1838 г. по поводу внедрения новейших машин в российское бумагопрядильное производство, который риторически пишет: «…везде ли в России годны сельфакторы, если принять в соображение, что заработная плата в России вообще очень умеренна, а разность в цене сельфактора перед обыкновенными мюль-дженни очень значительна».
Начиная с 1843 г. в России ежегодно возникает по несколько бумагопрядильных фабрик. В конце 1843 г. в стране их насчитывалось 59, они были оснащены 324 тыс. веретен с общей выработкой 325 тыс. пуд. пряжи. Из них на Московскую губернии приходилось 22 предприятия со 138 тысяч веретен и производством до 132 тысяч пудув пряжи. Через четыре года, в 1847 г., в России насчитывалось 64 бумагопрядильни, оснащенных 765,3 тысяч веретен, из коих полностью действовали 650 тысяч. Из них на долю восьми бумагопрядилен Петербурга приходилось 279 тысяч веретен, или 43% от числа всех действующих в России. В результате частные бумагопрядильные фабрики завоевали прочные позиции в хлопчатобумажной промышленности, оставив далеко позади производство казенной Александровской мануфактуры, удельный вес которой в отечественном производстве в эти годы снизился до 3% пряжи. В Центральном районе насчитывалось 55 бумагопрядилен, из них 35 купеческих и 20 вотчинных. Из капиталистических предприятий выделялось восемь наиболее крупных, оснащенных 20-30 тысяч веретен, в их число входили бумагопрядильни 3.С.Морозова (Богородско-Глуховская мануфактура, основанная в 1842 г.) купцов Лепешкина, Мазурина, Малютина, Симонова, Хлудова. Коншина. Среди вотчинных бумагопрядилен доминировали мелкие предприятия, оснащенные 2-3 тысяч веретен.
В результате значительного прилива капитала в бумагопрядение усилилась конкуренция между фабрикантами, вызывая значительное снижение цен со стороны наиболее мощных фирм и ликвидацию маломощных предприятий.
Важными показателями утверждения фабричного бумагопрядения в России является динамика ввоза хлопка-сырца и бумажной пряжи из-за границы.
Только с конца 40-х годов XIX века наметился незначительный сдвиг в механизации ткачества. Во Владимирской губернии первая ткацкая машинная фабрика была основана в 1846 г. в г.Шуе фабрикантом Поповым как отделение на его действующей бумаго-прядильне, где первоначально были поставлены 108 станков. Рост прибыльности позволил предпринимателю через 5 лет увеличить число ткацких станков до 150. В 1848 г. начинается постройка механической ткацкой фабрики на Никольской мануфактуре Саввы Морозова в поселке Никольском в Орехово-Зуеве. Однако механическое ткачество в этот период имело ничтожную величину.
Начальный этап машинизации хлопчатобумажной промышленности стимулировал и обусловливал рост первых капиталистических фабрик. Прогрессирующий процесс развития хлопчатобумажной промышленности был общеевропейским явлением.

 


Начальные шаги машиностроения

Начало технического перевооружения текстильной промышленности вызывало настоятельную потребность в машинном производстве. Но в условиях отсталой феодально-крепостнической системы хозяйства создание отечественного машиностроения наталкивалось на объективные, сложно преодолеваемые трудности, связанные с требованием высоких капиталовложений в новую организацию производства, наличием инженерно-технических кадров и квалифицированной рабочей силы. Поэтому новая отрасль промышленности - машиностроение до середины XIX века находилась в зачаточном состоянии. Изготовление машин и усовершенствованных орудий в этот период производилось на трех типах предприятий: на казенных заводах и мануфактурах, в механических мастерских при крупных частных мануфактурах и фабриках и специализированных механических заводах. Но на всех этих типах предприятий новые машины изготовлялись ремесленно-мануфактурными методами, что являлось общемировым явлением.
Основным центром зарождающейся машиностроительной промышленности издавна был Петербург. Здесь в пригородном районе были расположены Ижорские Адмиралтейские заводы, оснащенные усовершенствованным оборудованием и квалифицированным контингентом рабочих. На этих заводах строились первые металлообрабатывающие станки, канатные машины и паровые двигатели. Здесь была изготовлена первая в стране самоходная паровая землечерпалка.
С 1804 г. началась постройка паровых двигателей на первом частном машиностроительном предприятии заводчика Ф. Берда в Петербурге. К 1820 г. это предприятие имело 3 паровых двигателя общей мощностью в 42 лошадиных сил и 70 металлообрабатывающих станков. Завод выпускал ежегодно до 10 паровых машин преимущественно для пароходов.
Имя Торогута фигурировало на дебатах в английском парламенте в 1825 г., когда один из его членов - Галловейт назвал его «искуснейшим механиком» в Комитете по рассмотрению вопроса о запрещении вывоза машин из Англии. Машинами с завода Торогута была оснащена писчебумажная Ярославская фабрика князя Гагарина. Несмотря на высокое качество машинной продукции завода Торогута, предприятие оказалось малорентабельным и было ликвидировано. А предприниматель вынужден был перейти на службу в Луганский механический и литейный завод. Этот казенный завод в Екатерино-славской губернии, основанный еще в конце XVIII в., длительное время являлся убыточным предприятием из-за отсталой социальной структуры, базируемой на подневольном труде. Обстоятельное исследование Е.И.Дружининой свидетельствует, что в 30-е годы на Луганском заводе был проведен ряд мероприятий по его техническому и социальному подъему. Был упразднен архаический институт непременных работников. Заводские мастеровые были объединены в артельную организацию труда на сдельной оплате, что вызвало известную заинтересованность в работе, более бережном отношении к инструментам. В результате заводская продукция стала выпускаться, более высокого качества при более низкой ее себестоимости.
В 1847 г. по ходатайству Московского отделения Мануфактурного совета в Москве был открыт машиностроительный завод предпринимателей Риглея и Гоппера. В отчете Департамента мануфактур и внутренней торговли за 1847 г. отмечалось, что это новое механическое заведение «будет приготовлять большую часть машин, выписываемых доселе из чужих краев, и вместе с тем починять уже находящиеся на фабриках английские и другие иностранные машины». Это предприятие, получившее денежное пособие от казны, возглавил английский инженер-механик Л.Риглей, который получил привилегию от правительства на беспошлинный ввоз в Россию машинного оборудования из-за границы. Первоначально на заводе было занято 115 рабочих и здесь же «безвозмездно» практиковались воспитанники Технологического института. Однако это предприятие оказалось малорентабельным. После 4-летнего действия завода его предприниматели в 1852 г. подали прошение в Департамент мануфактур и торговли о ликвидации его «по невыгодности и даже убытку». Среди главных трудностей в организации отечественного машиностроения было сохранение в стране крепостного права. Господство принудительных форм труда в горнодобывающей и металлургической промышленности в сильнейшей степени тормозило внедрение машинного производства и развитие машиностроения. За 1830-1850 гг. число машиностроительных предприятий в России возросло с 7 до 25 заводов.
Но в целом это были небольшие предприятия с общим числом рабочих в 1475 человек с производительностью в 423,4 тысяч рублей. Несмотря на известный рост отечественного производства, в оснащении развивающейся капиталистической промышленности главное место принадлежало импорту машинного оборудования, который к 1850 г. почти в 2,5 раза превосходил отечественное производство.
Таким образом, в 30-40-е годы XIX века общий рост продукции машиностроительных заводов по сравнению с бурным развитием хлопчатобумажного производства, особенно бумагопрядения, следует признать ничтожным, особенно учитывая возросший спрос на машиностроительную продукцию этой отрасли.
Подготовительный период промышленного переворота протекал в условиях разложения и кризиса феодально-крепостнической системы, что налагало свой отпечаток на этот исторический процесс.

 


Начало промышленной революции в России 50-х годов XIX века

50-е годы XIX века занимают особое место в мировой истории и в истории России. Именно в эти годы окончательно созревают внутренние и внешние факторы, ускорившие падение крепостничества.
В эти же годы промышленный переворот в капиталистических странах Европы и США ускоряет свои темпы. Начало крупномасштабного железнодорожного строительства и парового судостроения в этих странах усиливает производство продукции тяжелой индустрии и общий промышленный потенциал. Эти факторы оказывали сильное воздействие на феодально-крепостническую Россию, экономический строй которой переживал тяжелый кризис. В 50-е годы в экономической структуре России, глубоко втянутой в мировой капиталистический рынок, окончательно укрепляется буржуазный уклад в ведущих сферах хозяйства.
Резкое обострение международных противоречий привело к Крымской войне 1853-1856 гг., окончившейся поражением царизма" и продемонстрировавшей "гнилость и бессилие крепостной России". Острая экономическая и политическая необходимость введения новых капиталистических форм хозяйства, нарастающая непримиримая антифеодальная борьба народных масс заставили царское правительство пойти на отмену крепостного права.
Нарастающая промышленная революция в стране повлекла за собой не только изменения в технике и организации промышленного производства, но и вызвала глубокие общественные перемены.

 


Переход к массовой машинизации текстильного производства

Общемировой процесс промышленной революции в середине ХIХ века глубоко захватил развитые отрасли промышленной экономики дореформенной России. Массовое внедрение машинной техники началось с ведущих отраслей текстильной промышленности, где наблюдалось наибольшее применение форм наемного труда с его высокой производительностью в отличие от крепостнических мануфактур.
Как и в других странах Запада, главной сферой распространения фабрики стала молодая хлопчатобумажная промышленность, которая по темпам роста шла впереди всех других отраслей. На хлопчатобумажных предприятиях почти не применялся крепостной труд, что было одним из важнейших факторов высоких темпов развития. Благодаря внедрению машинной техники, концентрации производств и применению вольнонаемного труда хлопчатобумажная промышленность стала обладать важными преимуществами над другими отраслями, сдавленными оковами феодально-крепостной монополии. Для быстрой механизации хлопчатобумажных предприятий большое значение имело использование российскими предпринимателями передового технического прогресса машинной индустрии Англии, где с 1842 г. был снят запрет на вывоз машин за границу.
Наивысший прогресс в становлении крупного фабричного производства был достигнут в наиболее прибыльной отрасли хлопчатобумажной промышленности - в хлопкопрядении. За 50-е годы механизация бумагопрядильного производства России приняла особо бурные формы.
В середине XIX в. наиболее отчетливо проявилась важнейшая особенность российского фабричного бумагопрядения - высокая концентрация производства при дальнейшей усиленной машинизации последнего.
Главной причиной усиленной концентрации бумагопрядильного производства в России в этот период являлась всевозрастающая капиталистическая конкуренция, выдерживали только крупные рентабельные конкурентоспособные предприятия с более совершенной машинной техникой. Большинство мелких бумагопрядильных предприятий в начале 60-х годов оказались не конкурентоспособными и вынуждены были прекратить свое существование.
Наиболее интенсивно развивалась хлопчатобумажная промышленность Петербурга, большинство фабрик которой были акционированы, и давали огромные прибыли.
Высокая механизация производства на петербургских бумагопрядильнях способствовала высокой норме производительности труда, которая была в 2-2,5 раза больше, чем в других промышленных центрах страны. В ходе концентрации хлопчатобумажного производства в 50-х годах стал развертываться прогрессирующий процесс комбинирования, связанный с устройством на крупных бумагопрядильных фабриках механического ткачества и ситцепечатания. Комбинированные фабрики отличались высокой рентабельностью в темпах накопления капитала и роста производительности труда, а также большими возможностями в конкурентной борьбе. Массовое внедрение машин и комбинирование машинного производства обеспечили скачок в производительности труда.
В конце 1857 г. было учреждено Товарищество Кренгольмской бумагопрядильной и ткацкой мануфактуры, главным учредителем и акционером которой стал обрусевший немецкий предприниматель Л.Г.Кноп, фирма которого с 40-х годов держала монополию на поставку английского машинного оборудования для текстильных фабрик России. Это крупнейшее в тот период хлопчатобумажное предприятие не только в России, но и в Европе было выстроено в конце 1859 г. близ г. Нарвы на водопаде р. Нарвы, где была сооружена вначале система 3 мощных водяных колес в 1,5 тысяч лошадиных сил. Использование в качестве производственной энергетики силы водопада обеспечивало низкую стоимость производства. На этой комбинированной фабрике действовали два отделения: бумагопрядильное и бумаготкацкое. Первое было оснащено 61,8 тысяч механических веретен. Здесь было занято почти 1 тысяч прядильщиков, еже годно выделывавших до 62 тысяч пудов пряжи. Норма общегодовой выработки кренгольмского прядильщика достигла 930 рублей, или на 44% превышала общероссийскую. Второе, бумаготкацкое отделение было оснащено 800 механическими станками, где было занято до 700 рабочих, вырабатывавших приблизительно 130 тысяч кусков миткаля, общегодовая норма выработки которых на 20% превышала норму выработки на фабриках Московского района. В последующие годы это предприятие непрерывно расширяется, широко используя льготы, предоставлявшиеся учредителям царским правительством, в том числе 10-летнее освобождение от оплаты гильдейских платежей, беспошлинный ввоз оборудования, сырья и пр. В 50-е годы значительный сдвиг произошел в становлении фабричного бумагопрядения на хлопчатобумажных предприятиях Московского промышленного района, где происходила реконструкция предприятий на базе современной механизации и усиление паровой энергетики фабрик.
В 1860 г. в бумагопрядильном производстве Московской губ. было занято до 37% рабочих всей хлопчатобумажной промышленности, которые вырабатывали до 24% всей стоимости годовой продукции российского бумагопрядения, в то время как петербургские прядильщики, составлявшие 22% всех занятых рабочих этой отрасли, давали 39% всей стоимости годовой продукции в связи с большей технической оснащенностью и паровой энерговооруженностью предприятий.
Всего в хлопчатобумажной промышленности России в 1861 г. имелось приблизительно до 10 тыс. механических станков. Таким образом, на долю московской промышленности приходилось около 22%, а Петербургской - до 39%. Начало систематического введения механического ткачества не означало еще конца домашней системы ткацкого производства; Капиталистическая эксплуатация домашних рабочих-ткачей возрастает в этот период в больших размерах. Слабый удельный вес машинного труда по сравнению с ручным позволял мануфактурным капиталистам успешно конкурировать с фабрикой, продавая подчас на рынках товары по ценам более низким, чем фабричные, и в то же время, получая высокие барыши. В результате развитая домашнекапиталистическая система в ткацком производстве длительное время служила мощным тормозом введения машинного ткачества.
В результате если механическое бумагопрядение при самом своем появлении сразу заняло господствующее положение в производстве, то механическое ткачество длительное время далеко уступало ручному, более 80% хлопчатобумажной продукции производилось ручным способом.
Начало массовой механизации бумагопрядения в 50-е годы обусловило неизбежность технического переворота в отраслях хлопчатобумажного производства. В российской хлопчатобумажной промышленности механизация бумагопрядения в первую очередь способствовала введению машинного производства в ситценабивном деле.
Центрами ситценабивного и красильного производства России являлись Московская и Владимирская губернии. В конце 50-х годов здесь было сосредоточено около 54% всех российских предприятий этой отрасли с 87% всех рабочих, производящих 91% всей продукции.
В 50-е годы усиливается процесс концентрации ситцевой промышленности России. Начало технической революции в хлопчатобумажном производстве не могло не оказать революционизирующего влияния и на другие отрасли текстильной промышленности. Внедрение машин в бумагопрядение в ситцепечатное дело, вызванное здесь повышением производительности труда, а следовательно, и резкое снижение цен на бумажные товары, способствовали прочному завоеванию хлопчатобумажной продукцией внутреннего рынка и значительному вытеснению всех других текстильных товаров. Все это стимулировало другие отрасли, в первую очередь шерстяную, усилить перестройку на основе механизации производства.
В отличие от бумагопрядильного производства с его наивысшим прогрессом механизации шерстопрядение в предреформенную эпоху было механизировано частично и еще не выделилось в самостоятельную отрасль. Вначале низкая эффективность производительности механического станка по сравнению с ручным слабо стимулировала капиталистов к машинизации шерстяного производства. Только внедрение паровых двигателей резко усилило эффективность рабочих машин, в том числе и механических ткацких станков.
Прогресс механизации хлопчатобумажной и шерстяной промышленности в 50-х годах XIX века не мог не отразиться на полотняной промышленности, переживавшей длительный кризис. В эти годы положение меняется в связи с началом механизации этой отрасли промышленности. Этому способствовали значительное таможенное облегчение возможности импорта льнопрядильных машин из-за границы при их большом удешевлении в этот период, а также ряд новых финансовых льгот правительства предпринимателям механических льнопрядилен.

 


Усиление технической перестройки тяжелой промышленности

Первые проявления технического переворота в российской промышленности вызвали объективную необходимость в организации массового машинного производства. Длительное время российское машиностроение существовало как вспомогательное производство на предприятиях легкой промышленности и металлургических заводах. Но в 50-х годах с началом железнодорожного строительства и развитием пароходства и под влиянием возрастающих требований развивающейся текстильной промышленности постепенно стали возникать самостоятельные машиностроительные предприятия. Наибольшее историческое значение имели заводы, возникшие в эти годы в Петербурге и Поволжье.
Ведущая группа машиностроительных заводов России была сконцентрирована в Петербурге. Они были созданы при помощи правительственных субсидий и льгот, выполняя нередко выгодные казенные заказы. В 1860 г. здесь насчитывалось 16 предприятий с 6695 рабочими, составлявших 56% от всех рабочих этой отрасли, вырабатывающих продукцию на 7261 тысяч рублей, или более 91% от всей суммы производства российских механических заводов. К числу крупнейших механических заводов России относился старейший завод Франца Берда, где строились пароходы, железнодорожное оборудование, паровые машины для фабрично-заводской промышленности.
В зарождающемся отечественном машиностроении преобладали мелкие предприятия, значительная часть которых производила сельскохозяйственные машины, машинное оборудование для бурно развивающегося в эти годы свеклосахарного производства, винокуренной промышленности. К 1861 г. насчитывалось 53 предприятия по изготовлению сельскохозяйственных машин и орудий.
При сохранении крепостного строя все попытки модернизации техники производства в базисной отрасли промышленности не могли принести существенных результатов. Основная металлургическая база России-горнозаводский Урал продолжал пребывать в кризисном состоянии.

 


Обострение ломки социально-экономической структуры

Начало массового внедрения машинного производства в передовых отраслях промышленности явилось качественно новым этапом в развитии производительных сил, резко увеличивших масштабы общественного производства, подчиненного действию основных экономических законов капитализма.
Начало наступательного развития крупной машинной индустрии было связано, как и во всем капиталистическом мире, с ростом хлопчатобумажной промышленности, которая явилась своеобразным «рычагом, перевернувшим промышленность России с мертвой точки на путь более быстрого развития и технического прогресса».
В 50-е годы наметился крупный сдвиг в развитии отечественного машиностроения, связанного с механизацией производств. Накануне 1861 г. почти все отрасли обрабатывающей промышленности, где имелось крупное капиталистическое производство, были захвачены технической перестройкой.
Развитие промышленного капитализма сопровождалось ростом производительности труда. Но в условиях феодально-крепостнической России возможности повышения производительности труда длительное время были крайне ограничены как самой организацией общественного труда, так и низким состоянием техники производства. Российская промышленность до середины XIX века развивалась главным образом экстенсивно, рост техники и производительности труда, за исключением отдельных передовых отраслей, был незначительным, только отрасли, основывавшиеся на вольнонаемном труде, и в первую очередь хлопчатобумажное производство, дали значительное увеличение производительности за первую половину XIX века.
В середине XIX века с внедрением машинного производства становится непреодолимым рост капиталистических отношений, неуклонно завоевывающих одну отрасль промышленности за другой, повсеместно суживая и вытесняя отжившие феодально-крепостнические отношения. Главную роль в этом прогрессирующем процессе играло всевозрастающее рабочее движение, принимающее массовый характер.
Именно с началом промышленной революции в 50-х годах XIX века связан значительный подъем рабочего движения в предреформенной России.
Аграрно-крестьянская реформа 1861 г. об отмене крепостного права юридически оформила неуклонно нарастающий процесс развития капиталистических производственных отношений. Эта буржуазная реформа явилась решающим моментом ломки общественных отношений в производстве, обусловив превращение их в господствующие.

 


Особенности развития промышленной революции в переходный период (60-70-е годы XIX века)

Падение крепостничества в России, положило начало утверждению нового, капиталистического строя. Система наемного труда стала отныне основой развития народного хозяйства страны, обусловив действие объективных законов капиталистического производства - получение прибавочной стоимости и накопление капитала. Этот главный фактор способствовал ускорению промышленной революции, в ходе которой в ведущих отраслях экономики стало утверждаться крупною капиталистическое промышленное производство.
Промышленный переворот в России в первые десятилетия после реформы развивался крайне неравномерно. Наивысшие темпы становления крупной машинной индустрии наблюдались в ведущих промышленных городских центрах, в то время как в развитие промышленного производства проходило в условиях длительного сохранения сильнейших пережитков крепостничества «с большой постепенностью, среди массы переплетающихся, переходных форм». Широкое распространение получила домашнекапиталистическая система фабрики, что было связано с баснословной дешевизной труда закабаленных сельских рабочих, тормозившей технический прогресс большой постепенностью, среди массы переплетающихся, переходных форм.

 


Проблемы транспортной революции

Прогрессирующее развитие машинной техники и рост производительности труда вызвали глубокие преобразования в отраслевом и территориальном размещении производительных сил. Центральное место в этом генеральном процессе принадлежало железнодорожному транспорту. Став общим условием производственного процесса железные дороги стали играть относительно самостоятельную роль мощного фактора, стимулирующего быстрый рост основных отраслей тяжелой промышленности в странах капитализма.
Революция транспорта, вызвав гигантское распространение железных дорог и парового флота, явилась важнейшей основой циклических подъемов производства мирового капитализма. Железнодорожное строительство в этот период было главной сферой массового расширения основного капитала капиталистического производства в международном масштабе.
В отстающих, аграрных странах, к числу которых принадлежала пореформенная Россия, введение железнодорожной системы транспорта явилось поистине предвестником современной индустрии, могущественнейшим фактором промышленной революции как в смысле ускорителя разрушения докапиталистических форм производства, так и в смысле стимулятора создания современной передовой машинной индустрии.
После падения крепостного права перестройка экономики России в новых, капиталистических условиях хозяйства в первое пореформенное десятилетие носила сложный и затяжной характер. Падение производства в начале 60-х годов распространилось почти на все ведущие отрасли тяжелой и легкой промышленности.
С целью создать постоянный источник финансирования частного железнодорожного строительства царское правительство в 1867 г. создало специальный кредитный «железнодорожный фонд» формально обособленный от государственного бюджета. Главным источником его пополнения являлись облигационные железнодорожные займы с правительственной гарантией дохода на общую сумму в 600 миллионов рублей, выпускаемые на лондонском и парижском денежных рынках по ростовщически низким курсам. Из средств этого фонда царская казна покупала акции частных железных дорог, выдавала всевозможные ссуды, субсидии и «вспомоществования» учредителям и правлениям железнодорожных обществ, доплачивала казенные заказы, выдавала премии за выделку рельсов и подвижной состав заводам.
Массовому привлечению иностранного ссудного капитала в железнодорожное дело России способствовала благоприятная конъюнктура заграничного денежного рынка в период промышленного подъема 1868-1872 гг. с его повсеместным акционерным учредительством, кредитной экспансией, грюндерством и биржевой спекуляцией. Этот период вошел в историю российского капитализма под названием концессионной горячки.
Железнодорожное строительство приобрело характер спекулятивного грюндерства на основе массового расхищения государственных средств. Железнодорожная горячка вызвала появление целой когорты крупнейших капиталистических воротил - железнодорожных «королей», тесно связанных с банками, иностранным капиталом, правительственной бюрократией и придворными кругами.
За 1861-1880 гг. протяженность железных дорог выросла в 14 раз, достигнув 21 тысяч верст. В результате была создана первая разветвленная железнодорожная сеть Европейской России с центром; в Москве, которая делилась на четыре основных, взаимосвязанных между собой узла железных дорог: Московский, Прибалтийский, Азово-Черноморский и Западный.
Московский железнодорожный узел стал главным центром сети российских железных дорог, в него входило 18 линий длиной в 8 тысяч километров.
Чрезвычайно важное значение для развивающейся капиталистической экономики России имело создание железнодорожной сети в Южном горнопромышленном районе России. Железнодорожная сеть в Южном горнопромышленном районе создавалась несколькими этапами. Первый из них приходится на конец 60-х и 70-е годы XIX века, когда была завершена постройка первых южных железнодорожных магистралей, связавших Донецкий бассейн с промышленным Центром и вывозными портами на Черном и Азовском морях. В 1878 г было завершено строительство Харьково-Николаевской магистрали, связывавшей промышленные центры Нижнего Приднепровья с общей железнодорожной сетью страны.
К концу 60-х годов XIX века железнодорожный транспорт стал занимать решающее место в грузообороте России. Из года в год железнодорожные перевозки наращивали свои темпы и объем, вытесняя речной транспорт на второстепенные позиции. В 1861-1877 гг. грузооборот на железных дорогах возрос в 25 раз, а на речном транспорте всего лишь на 59%. Эти показатели свидетельствуют об относительной слабости развития речного пароходства в этот период. Подавляющее число пароходов было сосредоточено на главной водной артерии страны - Волге и Волжском бассейне.
Внедрение усовершенствованной техники в пароходное дело на Волге позволило крупным акционерным компаниям захватить важные позиции в развитии срочного товаро-пассажирского пароходства. Однако до середины 80-х годов технический прогресс водного транспорта России тормозился из-за малорентабельного древесного топлива, используемого повсеместно речными пароходами.
Создание первой сети железных дорог в пореформенной России превратило железнодорожный транспорт в важнейшую отрасль общественного производства, от уровня развития его организации, техники и экономики стала зависеть торгово-промышленная жизнь капиталистически развивающейся страны.
С конца 70-х годов остро встал вопрос о коренной реорганизации железнодорожного хозяйства в плане его централизации и огосударствления.

 


Утверждение текстильной фабрики

В начале пореформенной эпохи российская текстильная промышленность в целом находилась на мануфактурной стадии развития. Здесь были накоплены значительные капиталы и сложились первые кадры квалифицированной рабочей силы, имелся широкий рынок сбыта надежно защищенный охранительными таможенными пошлинами. Капитал, вложенный в текстильное производство, оборачивался быстрее и давал более эффективный результат, чем на фондоемких предприятиях тяжелой промышленности. Эти важные факторы обеспечивали большие и надежные прибыли, привлекали в эту ведущую отрасль экономики значительные внутренние и иностранные капиталы, способствуя быстрому развитию текстильной промышленности в пореформенную эпоху.
Среди отраслей текстильной промышленности пореформенной России ведущим продолжало оставаться передовое хлопчатобумажное производство. Накануне реформы 1861 г. на предприятиях хлопчатобумажной отрасли было сконцентрировано свыше 54% всех рабочих-текстильщиков, производивших до 68% всей ценности производства текстильной промышленности России. В 1879 г. хлопчатобумажное производство продолжало сохранять ведущих позиции: здесь был сосредоточен 51% всех рабочих текстильщиков, производивших 55,4% ценности текстильного производства.
Широкое применение системы домашнекапиталистического труда в Центральном промышленном районе тормозило технический прогресс хлопчатобумажного производства. В общем, выводе тканье наших бумажных материй, - отмечалось в официальном обзоре 1871 г.,- как в отношении устройства ткацких станков, так и в отношении скорости работы находится еще далеко не на той степени совершенства, как за границею... Машинное же тканье и поныне распространялось в России еще мало.
Низкий уровень техники поддерживался стабильно высокими ценами на хлопчатобумажные изделия на внутреннем рынке, на котором господствующие позиции принадлежали крупному капиталу, диктующему цены.
Низкий уровень техники поддерживался стабильно высокими ценами на хлопчатобумажные изделия на внутреннем рынке, на котором господствующие позиции принадлежали крупному капиталу, диктующему цены.
Несмотря на широкое использование крепостнических пережитков крупным капиталом, в ходе капиталистической конкуренции и развивавшегося рабочего движения усиливались объективные процессы, обусловливающие внедрение системы машин и механизации труда на хлопчатобумажных фабриках. За 14 лет, с 1866 по 1879 г., коренной поворот в становлении фабричио-машинного производства в хлопчатобумажной промышленности вызвал падение удельного веса ручных станков в производстве "фабричных" тканей более чем в 3 раза, численность ручных ткачей на централизованных мануфактурах сократилась на 53%.
На комбинированных прядильно-ткацких фабриках за 1866- 1879 гг. число механических ткацких станков возросло на 160,3%, на средних механизированных ткацких фабриках число механических ткацких станков возросло за указанный период на 422,7%, что свидетельствует о крупных процессах перестройки этой отрасли.
С 1859 по 1879 г., число механических ткацких станков на цензовых предприятиях увеличилось в 5,6 раза, а число ручных сократилось в 4,2 раза.
В 70-е годы особенно характерны экстенсивным развитием промышленной революции, когда все больше и больше промышленных селений втягиваются в сложноподчиненную систему зависимости от крупного капиталистического производства.
Таким образом, становление крупного фабричного производства в развитой хлопчатобумажной промышленности в первые пореформенные десятилетия сопровождалось двумя противоречивыми процессами: с одной стороны, в ходе обострившейся конкурентной борьбы усилилась массовая ликвидация самостоятельных мануфактурных предприятий, а с другой - крупный фабричный капитал широко использовал выгодную ему систему ручного труда домашних закабалённых рабочих.
Общие условия развития российского капитализма, отягощенного пережитками крепостничества, давили даже на такую передовую отрасль промышленности, как хлопчатобумажное производство, в значительной степени обусловливая живучесть отсталых форм и застойность капиталистической организации производства. Это явление нашло свое отражение в низкой энерговооруженности труда, слабых темпах модернизации технического оборудования и застойности производительности в общероссийских масштабах.
Защищенные стеной покровительственных таможенных тарифов от иностранной конкуренции, российские капиталисты в условиях слабости рабочего Движения и крайней дешевизны рабочей силы предпочитали экстенсивные формы развития предприятий, связанные с максимальной эксплуатацией живого труда и длительным использованием промышленного оборудования. В результате в первый пореформенный период развития российского капитализма главной тенденцией роста промышленного производства являлся непрерывный рост абсолютного числа рабочих в текстильной промышленности при низких темпах машино-, фондо- и энерговооруженности труда.
В отличие от западноевропейских стран, где внедрение машинного производства сопровождалось резким падением цен на фабричную продукцию, в России крупный капитал широко использовал выгоды охранительного таможенного протекционизма и господствовал на внутреннем рынке. Внедрение машинного производства в хлопчатобумажной промышленности России значительно удешевило себестоимость продукции, однако цены на внутреннем рынке держались на относительно высоком уровне.
Текстильная промышленность России в 60-70-х годах XIX века переживала сложный переходный период от мануфактуры к фабрике

 


Трудности перестройки тяжелой промышленности

В первые пореформенные десятилетия наиболее сложно и противоречиво шла технико-экономическая перестройка предприятий тяжелой индустрии, являвшихся основой военно-промышленного потенциала страны. Длительный застой и отсталость производства были характерны для базисной отрасли - черной металлургии России.
К концу 60-х годов восемь обширных горнозаводских округов Урала оказались полностью несостоятельными и были переданы в казенное управление либо в казенную опеку. Только к 1870 г. уральские частные заводы достигли уровня 1860 г. по выпуску чугуна, а железа лишь к 1872 г. Резкий подъем горнозаводской промышленности, возможно, было осуществить только на основе современной технической реорганизации производства. Но уральские заводовладельцы, основывая свое господство не на капитале и конкуренции, а на монополии и на своём владельческом праве, впервые пореформенные десятилетия почти ничего не сделали в деле технической реконструкции заводов.
Техническому прогрессу в Российской металлургии резко препятствовали феодально-крепостнические пережитки, особенно живучие в горнозаводской промышленности в первые пореформенные десятилетия.
Начиная со второй половины 70-х годов царское правительство 1; прилагало большие усилия, чтобы наладить внутреннее производство продукции тяжелой промышленности для нужд железнодорожного транспорта и военного ведомства. Золотой «дождь» в виде разного рода премий и субсидий из государственной казны способствовал организации в начале 70-х годов 8 передельных рельсопрокатных, 5 паровозостроительных и 12 вагоностроительных заводов.
В правительственных инстанциях была разработана новая система стимулирования роста внутреннего сталелитейного производства, основанная на долгосрочных казенных заказах по повышенным ценам и денежных премиях.
В первые пореформенные десятилетия в противоречивой форме шло развитие российского машиностроения. Перестройка промышленности на рельсы фабрично-машинного производства, железнодорожное строительство в этот период требовали огромного количества машинного оборудования. Под давлением фабрикантов царское правительство разрешило беспошлинный ввоз паровых, текстильных и прочих машин. В то же время в целях стимулирования развития отечественного машиностроения в 1861 г. были утверждены «Правила для поощрения машиностроительного дела в России», в которых указывалось, что владельцы машиностроительных заведений, действующих паровыми и гидравлическими двигателями, могут получать дозволение на беспошлинный пропуск им из-за границы чугуна и железа в количестве необходимом для выделывания на их заведениях машин и фабричных принадлежностей.
За 1860-1879 г. наблюдался усиленный рост машиностроительных и механических заводов в России. Число машиностроительных заводов возросло почти в 2, а суммарная ценность производства в 6,5 раза.
Слабость капиталистически организованной топливно-металлургической и машиностроительной базы России в 70-х годах привела к тому, что большинство военных, механических и специализированных железнодорожных мастерских оборудовались и снабжались сырьем и материалами за счет всевозрастающего импорта.
Покровительственная система финансового стимулирования, казенных заказов и таможенных льгот для «насаждения» отечественного машиностроения в результате оказалась малорезультативной и неперспективной для промышленного прогресса страны.
К концу 70-х годов низкая техническая оснащенность машиностроительной промышленности России выражалась в слабой паровой энергетике, на долю которой приходилось около 7% общей мощности паровых двигателей фабрично-заводского производства страны. Отсталость ее базы отражалась на низком обеспечении промышленности паровыми двигателями отечественного производства.
В переходный период становления российского капитализма еще не сложилась его материально-техническая база. В стране не хватало фабрично-заводских предприятий тяжелой индустрии, создающих средства производства для средств производства.
В условиях бурного роста тяжелой индустрии мирового капитализма, олицетворяющей мощь капиталистической экономики, низкие темпы развития российской топливо металлургической и машиностроительной промышленности вели к обострению противоречий и создавали напряженность в экономическом развитии страны.
Все острее выдвигалась задача создания отечественной материально-технической базы российского капитализма

 


Завершающий этап промышленной революции (80-90-е годы XIX века)

Со второй половины 80-х годов XIX века промышленная революция в России вступила в завершающий, интенсивный этан, в ходе которого окончательно победила крупная машинная индустрия, обусловив коренной сдвиг в развитии производительных сил и производственных отношений. Этот исторический период, связан с глубокими преобразованиями экономической структуры мирового капиталистического хозяйства. Главенствующую роль в экономике капитализма прочно завоевала тяжелая индустрия с присущей ей гигантской концентрацией производства, сопровождаясь усилением господства крупного капитала, ожесточенной конкурентной борьбой и ростом монополий в ведущих отраслях производства.
В эти переломные годы капиталистическая экономика России, потрясенная мировым аграрным кризисом, промышленными циклическими кризисами и под напором усиливающегося массового рабочего движения, форсировала процессы механизации и интенсификации производства, используя достижения мирового технического прогресса.
В эти переломные годы капиталистическая экономика России, потрясенная мировым аграрным кризисом, промышленными циклическими кризисами и под напором усиливающегося массового рабочего движения, форсировала процессы механизации и интенсификации производства, используя достижения мирового технического прогресса.

  • А-Я статьи:
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*

$12.69
End Date: Sunday Jul-28-2019 23:58:37 PDT
Buy It Now for only: $12.69
|
Plus Size Lady Long Sleeve Floral Boho Women Party Bodycon Maxi Dress Clothing

$5.59
End Date: Monday Aug-12-2019 0:23:10 PDT
Buy It Now for only: $5.59
|
USA Mother&Daughter Dress Matching Mom Girl Stripe Bow Maxi Dress Family Clothes

$9.40
End Date: Friday Jul-26-2019 19:24:56 PDT
Buy It Now for only: $9.40
|
Women Summer Short Mini Dress Beach Bikini Cover Up Kaftan Swimwear Sundress US

$7.99
End Date: Tuesday Aug-13-2019 0:34:59 PDT
Buy It Now for only: $7.99
|
Plus Size Womens Long/Short Sleeve Floral Boho Party Bodycon Maxi Dress Clothing

$12.99
End Date: Monday Aug-5-2019 19:06:41 PDT
Buy It Now for only: $12.99
|
Plus Size Lady Floral Boho Party Bodycon Maxi Dress Women's Sleeveless Clothing

$10.99
End Date: Thursday Aug-15-2019 23:37:05 PDT
Buy It Now for only: $10.99
|
Plus Size Ladies Long Sleeve Floral Boho Women Party Bodycon Maxi Dress Clothing

$11.96
End Date: Monday Jul-29-2019 0:52:27 PDT
Buy It Now for only: $11.96
|
Plus Size Ladies Long Sleeve Floral Boho Women Party Bodycon Maxi Dress Clothing

$16.14
End Date: Friday Aug-2-2019 8:49:08 PDT
Buy It Now for only: $16.14
|
Search Results from «Озон» Рукоделие
2014 Copyright © PoshivCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Все о тканях, пошив и изготовление одежды. Промышленность, трикотаж, текстиль, ткани, пряжа, шёлк, шерсть, лён, мужская и женская одежда.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования